Нужно ли окно в парилке

Многие считают, что окно в парилке делать незачем: требуется по максимуму сохранить температуру и пар. Но такой подход имеет много недостатков: нет окна, как будете сушить и проветривать парилку? Ведь без этого никак не обойтись. Выход, разумеется есть — действенная система вентиляции, но ее устройство дело непростое.

Окна в бане нужны. И в моечной и в парилке тоже
Окна в бане нужны. И в моечной и в парилке тоже

Вообще, знатоки русских бань говорят о том, что в парилке необходимо делать два окна. Первое — основное — делают в стене напротив двери. Делают его над полками — это для тех, кому нужен при парении свежий воздух. Размеры этого окна могут быть небольшими — чтобы можно было высунуть голову (это если сильно припечет) или понизить температуру, если вдруг «перетопили».

Его задача состоит еще в том, чтобы организовать проветривание между банями. Вы его открываете, открываете двери, происходит быстрая смена воздуха, так называемое залповое проветривание. После все закрывается и температура снова поднимается. На это уже не нужно много времени: прогреты и стены и пол/потолок, а на нагрев воздуха уходит минут пятнадцать-двадцать.

Второе окно — вспомогательное — располагается под полоком. Оно вообще может быть небольшим и непрозрачным. Его задача — просушить полоки. Это обычно самая «застойная» зона, где чаще всего начинаются проблемы с древесиной. Если у вас там будет окно, проблема в значительной мере будет решена.

О том, как сделать полоки в парилке, читайте тут.

Баня строится каркасная, но окна в будущей парилке уже поставили - одно основное, второе - глухое для проветривания полок
Баня строится каркасная, но окна в будущей парилке уже поставили — одно основное, второе — глухое для проветривания полок

Все окна в парилке во время процедур закрыты. Иногда, для женщин, например, окошко вверху приоткрывают. Перед и после бани их открывают полностью для того, чтобы обновить и освежить атмосферу.

Для «основного» окна важно не столько размеры остекления, сколько место его расположения. Ведь добиться высокой влажности в парилке русской бани можно только при условии наличия под потолком «кармана», в котором пар скапливается и удерживается. Чтобы при открывании дверей пар не улетучивался, двери в парилку делают низкими.

Какими должны быть двери в парилке и как их делать, написано тут. 

Окошки небольшие и низко расположенные - они не должны мешать собираться пару
Окошки небольшие и низко расположенные — они не должны мешать собираться пару

Дополнительное окно, то, которое под полоком, можно сделать еще меньше. Его вообще можно сделать из досок или между двумя стеклами проложить слой утеплителя. Главное, чтобы открывалось, и давало возможность высушить парилку.

Еще один момент: по технике безопасности все окна в бане должны открываться вовнутрь. Учтите это при планировке и не забудьте при покупке или изготовлении.

Виды штор

С тех пор прошло много времени, и подобная функция у штор отошла на третий план, если она вообще есть (все-таки дома стали более энергоэкономичными), а основными назначениями штор стали:

  1. регулирование освещенности в помещении днем;
  2. декоративное оформление окна;
  3. ограждение зоны приватности от посторонних (актуально для жителей первых этажей).

Тут надо отметить, что завешивать окна принято не везде. Так, в КНДР действует законодательный запрет на это, а в Скандинавских странах максимум, что вешают на окна — это тюль. Это следствие культуры открытости.

В этих странах нет и высоких заборов, свойственных российским индивидуальным домам.

Как бы то ни было, а шторы прочно вписались в наш интерьер, и к настоящему времени существует множество их разновидностей и классификаций

По механизму

В зависимости от того, как оконный занавес открывается и закрывается, существует такая классификация:

  1. Раздвижные — раздвигаются в стороны от середины;
  2. Римские — стягиваются вверх;
  3. Австрийские — двухрядные, могут открывать окно как первым, так и вторым способом;
  4. Роль-ставня — закатывается в рулон;
  5. Вертикальные жалюзи;
  6. Полотнище с разрезами (в Японии это называется норэн).

По материалу

Чтобы было понятно, расскажем, как те или иные виды штор назывались в СССР в обиходе, поскольку в бытовом общении мы часто слышим именно эти названия:

  • Тюль — прозрачное или полупрозрачное полотно, иногда кружево, находящееся ближе к окну;
  • Гардина — любая ткань, способная закрыть все окно и быть одиночной (как мы помним, в СССР обычно закрывали окна в два слоя). Это может быть и тюль, и портьера;
  • Портьера — тяжелый занавес из непрозрачной ткани;
  • Занавеска — общее название штор либо изделие из недорогих тканей в помещениях утилитарного назначения — кухнях, банях, санузлах.

Сейчас мы представим вам некоторые способы оформления оконных проемов. Не забывайте, что окно должно быть выдержано в одном стиле со всем помещением. Нами будут упомянуты некоторые детали кроя и типов карнизов.

Классицизм

Довольно универсальный стиль, и главное тут — не переборщить. Шторы в классической комнате выполняются одноцветными, в тон либо стен, либо мебели. Тюль желательно тоже приобретать без рисунка. Технически оптимальный вариант — простые портьеры, которые в светлое время суток можно фиксировать с краю окна.

Основное правило в этом случае будет — сохранять пропорции помещения.

Барокко

Скажем честно: этот стиль не подходит для жилья. Но именно тут и уместны все излишества, на которые так падки наши граждане. Тут и сложные ламбрекены, и кисти, и бахрома, и позолота, и различные захваты, и криволинейный крой. Конструктивно шторы могут быть как классическими, так и римскими. Фестоны тоже хорошо подойдут.

Цвет по-прежнему один, но допускаются сочетания, а также более «дорогая» текстура — тафта, позолота и т. д.

Хочется только предупредить: соблюдайте цветовую гамму, в противном случае ваш интерьер будет напоминать не дворцы, а цыганский дом.

Стиль возник как подражание античности, в котором существовало искусство драпировки. В целом крой штор совпадает с классическим, а вот для того, чтобы у вас были правильные складки, придется выбирать легкие мягкие ткани и карниз с зажимами (а не с крючками) или люверсами. Последние лучше прикрыть декоративной планкой.

Предлагаем ознакомиться:  Дымоход из асбестовой трубы для буржуйки

Ар-деко

Никаких ламбрекенов и кистей. Портьеры во всю высоту окна, желательно даже больше. Тюль может быть с однотонным растительным рисунком, также вместо нее хорошо смотрятся японские шторы в виде прямых полотен без складок. Портьеры лучше выбирать однотонные и без блеска. Из всех видов карнизов самым удачным будет потолочный.

Модерн

Этот стиль отличается обилием растительного декора из дерева и витражами. На оформление окна текстилем он не очень-то рассчитан, но если декор сдержан, то оконный проем могут прекрасно дополнить легкие шторы с растительным орнаментом, а также сочетание вуали с жестким ламбрекеном, на котором хорошо будет смотреться повторяющий детали интерьера орнамент.

Таким же образом шторы плохо вписываются в такие направления, как конструктивизм, хай-тек и минимализм, но простые шторы без орнамента или с чисто геометрическим рисунком (полосы, к примеру) могут хорошо вписаться в интерьер такой квартиры.

В чистом виде ни одно из классических направлений в архитектуре и дизайне не встречается. Во всяком случае, если говорить о жилье. Большинство людей в мире являются потомками выходцев из села, и ничего плохого тут нет: напротив, каждый народ имеет свои традиции декоративно-прикладного искусства, свои представления о красоте, и все это отражается и на жилье современного горожанина.

Что интересно, влияние этих стилей больше прослеживается в кухонных помещениях, комнаты же россияне предпочитают оформлять более «журнально». Впрочем, в других странах все тоже не так однозначно.

За последнее время различные приемы, которые раньше были характерны для интерьеров одной страны, перешагнули границы, и шторы в деревенском стиле стали все больше появляться даже в гостиных комнатах. О нескольких направлениях деревенского стиля мы упомянем здесь.

Это прежде всего прованс. Данный стиль характерен использованием натуральных материалов – деревянной мебели с состаренной текстурой, обивок изо льна и хлопка, причем все это выдержано в светлых тонах. Занавески не исключение – они либо однотонные светлые, либо с растительным мелким рисунком.

Шторы для дачи

Приветствуются всевозможные захваты из того же материала, позволяющие открывать окна, различные рюши – словом, это очень теплый домашний интерьер. Идеальным вариантом тканей для штор тут были бы миткаль или бязь, но, к сожалению, они чаще выпускаются для постельного белья.

Кантри — в чем-то похожий стиль. Но свои нюансы тут есть: так, если прованс в целом — это эстетика камня, то кантри — дерева. Растительный орнамент тут редкость, а вот клетка и полоска тут живут. Шторы кантри — это хлопок и лен с клетчатым или полосатым рисунком.

Надо заметить, что граница между этими направлениями в дизайне за пределами их родины сильно размыта, поэтому иногда и тот и другой просто именуют деревенским стилем.

Отличается от них скандинавское жилье. Как мы уже сказали ранее, жители северных стран не любят закрывать окна – зимой мало света, и вообще, они не любят прятаться. Тем не менее простые полупрозрачные шторки у них в ходу. Как правило, это либо тюль, либо полупрозрачная ткань белого цвета, которая висит в один ряд.

Японский стиль наиболее сильно отличается от своих этнических собратьев. Он отличается прежде всего строгой функциональностью – ни один предмет там не будет стоять просто так — и геометричностью. Причем очень простой. Исключением может явиться орнамент на шторах — либо простой геометрический, либо одиночные растительные мотивы (цветущая сакура, лотос).

Они, кстати, особенные. Японские шторы не терпят складок и представляют собой узкие ,около 50 см шириной, полоски ткани, однотонной или цветной, с прямым утяжелителем внизу. На одном окне их может быть несколько, и они раздвигаются по карнизу подобно жалюзи. Крепление для них, кстати, тоже специальное.

Гоняясь за иностранными, мы совсем забыли, что в России есть свои традиции, и современный агрогламур никакого отношения к ним не имеет.

Парилка и два окна в русской бане - это норма

Это жилая часть избы Екимовой в музее деревянного зодчества Витославлицы, что под Великим Новгородом.

Занавески в избе большой величиной не отличались, и сами окна были маленькими. Чаще всего это были домотканые вещи, причем без излишеств. Материалом служиллен, хлопок (фабричная ткань) распространился с конца XIX века. Домашний текстиль русской избы — это прежде всего домотканый беленый и небеленый лен, лоскутные одеяла (то, что у нас называют модным словом пэчворк), вышитые красным полотенца. Летом окна украшались небольшими легкими занавесками, в более богатых домах они имели еще и кое-какой декор.

Это убранство не получило своего развития — переезжая в город, люди утрачивали эту культуру, а могли бы развить. Так, в качестве материала для штор мог бы служить лен во всех вариантах, вологодское кружево, но, к сожалению, эти направления не развиваются и мало кто выдает какие-либо дизайнерские идеи на этой основе.

Дешевое гардинное полотно из полиэфира могло бы заменить кружево, но сам материал, из которого оно изготовлено, делает его использование малоприятным (оно желтеет и создает ощущение пластмассы на окне): куда лучше было бы, если бы оно выпускалось из натуральных материалов.

Пока же натуральные занавески используются в утилитарных помещениях — так, шторы в баню и для дачи чаще всего и представляют собой тот самый деревенский стиль.

Ошибки при выборе

В нынешнее время неоднозначность всех этих названий вызвана огромным выбором как тканей, так и стилей оформления оконных проемов. Предложений как от магазинов тканей, так и от дизайнеров огромное число, порой в этом сложно разобраться, а иногда люди, выбирая шторы, ориентируются на ложные установки, например:

  • «хочу, как в журнале»;
  • «теперь мы богатые, можно сделать, как во дворце»;
  • «дорого — значит, хорошо».
Предлагаем ознакомиться:  Материалы для устройства наплавляемой кровли

При этом мало кто задумывается не только над целостностью дизайна всего помещения, но даже о простой функциональности. Порой даже кажется, что лучше бы люди не задумывались над сложными решениями: у таких граждан шторы для дачи, которые шились по остаточному принципу, вписываются в интерьер дачи куда лучше, чем пафосные портьеры в их же гостиную. Дома получаются как минимум странные решения, о которых сейчас коротко упомянем.

Конечно, хочется, чтобы в помещении было яркое пятно, но в данном случае это не пятно, а пятнище. Мебель, обои, пол могут быть вполне спокойно выдержаны, а на окне бесчисленные кисти, оборки и прочие признаки гламура. Складывается впечатление, что хозяева скупили это в магазине потому, что оно там появилось.

Шторы своими руками

Часто в таких случаях и выбор ткани обусловлен тем, что она понравилась в магазине на полке или стенде, а не цветовой гаммой помещения.

Существуют решения, которые ограничены высотой потолка и шириной пролетов. Так, раздвижная штора, какая бы красивая ни была, на окнах в больших залах смотрится, как тряпка. А вот в хрущевке таким же нелепым образом выглядит французская с фестонами, особенно если она выполнена из плотной блестящей ткани. Раньше таким образом занавешивали большие окна в актовых залах; теперь граждане получили доступ к изготовлению таких же для дома.

Вообще, мода на такие дизайнерские решения пришла чуть позже пресловутых арок из Санта-Барбары.

Существуют ткани, которые «работают» только на большой высоте, ее в жилых помещениях не бывает. При потолке 2,50 они не будут отвисать красивыми складками; выглядеть они станут «деревянно».

Обычно это касается кухни, в которую вместо легкой, хорошо отстирывающейся ткани приобрели дворцовый вариант.

Но встречаются и обратные варианты, при которых шторы не выполняют свою роль в регулировании освещенности в комнате. Особенно часто это касается комнат, выходящих на солнечную сторону.

Короткие шторы для окон

Почему-то стало принято считать, что любое дело должен делать профессионал. Не будем это оспаривать, но профессионал будет работать по четко сформулированному заданию.

Очень многие подходят к шторам так же, как и к ремонту в доме (часто это делается одновременно). То есть заказывают пошив штор в мастерской. Это вполне нормально, но при условии, если вы точно знаете, что вы хотите. А на практике выходит, что в работу в мастерскую сдается ткань, материалы, ширина окна и комнаты, высота потолка и описание типа этого: «Мне чтобы вот так вот ламбрекен был и кисточки тут висели».

На самом деле мастерская может вам гарантировать только сроки и качество, но не может заменить вам вкус. Вот и получается, что в квартирах граждан, у которых были деньги на ремонт не своими руками и пошив штор в мастерской, царит то, что один блоггер емко назвал агрогламуром.

На их фоне квартиры менее обеспеченных граждан выглядят хотя бы не вульгарно.

Пошив своими руками

Если вы разобрались, какими будут ваши занавески, вы можете их сшить самостоятельно. Конечно, давать мастер-класс по каждому виду штор глупо: их великое множество, и каждому можно посвятить отдельную статью. Но общие рекомендации дать можно, ведь если вы собрались шить сами, вас интересует, как сшить красивые шторы, а не просто «подрубить» ткань.

Для определения того, сколько ткани вам нужно купить, нужно знать ширину карниза и коэффициент сборки, то есть, какие складки вам нужны. Обычно этот коэффициент не превышает 1,5-2, но если вы любите сильно присборенные шторы, умножайте на 2,5. Проще говоря, если ваш карниз — 3 метра, то вам понадобится от 4,5 до 7,7 метров портьер.

Высота штор вычисляется как разница между полом и карнизом, далее к этому следует прибавить или вычесть длину, если вы решили сделать штору короче или длиннее (чтобы лежала на полу). Обязательно надо дать припуск на швы, как минимум 2 см снизу и минимум 5 — сверху. Сверху лучше оставить больше, если вы будете крепить штору на люверсы – в этом случае верх шторы будет выше карниза; или пришивать гардинную ленту. Напротив, если вы вешаете штору на петли из того же материала (на карниз-штангу), большого припуска не нужно.

Размер римской шторы считается от карниза до низ окна, к этому надо прибавить припуски на швы, на рейки, и купить столько же подкладочной ткани.

Коэффициент сборки французской шторы по горизонтали — 1,5, а по вертикали в среднем 2,5.

По такому же принципу вычислите расходы на ламбрекен, если он у вас будет. Выкройки разных типов последних вы можете найти в сети.

Теперь посчитайте, сколько метров периметра вам придется обработать, умножьте это число на 2 и прибавьте еще катушку (на всякий случай).

Количество дополнительной фурнитуры можно высчитать исходя из типа крепления и технологии обшивки. Так, если у вас будет жесткий ламбрекен, необходимо приобрести дублерин (это такая жесткая подкладка для воротников).

Предлагаем ознакомиться:  Какую мобильную баню выбрать для себя

Выкройка штор с косым срезом выполняется в развернутом виде, поэтому места в квартире должно быть достаточно для кроя.

Следует соблюдать данные шаги:

  1. Перед тем как начать прострачивать ваши портьеры, убедитесь, что у вас правильно выставлено натяжение нити. То, что не критично при пошиве мелких вещей, может выйти боком при изготовлении крупных. Так, стянутый край шторы будет некрасиво топорщиться (это называется просадкой), и никакая тяжесть материала этого не исправит. Чтобы избежать подобного, сперва сделайте пробу на обрезках, и регулируйте натяжение, пока шов не будет прямым, а ткань не перестанет просаживаться.
  2. Если ваши шторы из сыпучего материала, не мучайтесь: перед дальнейшей работой их лучше обшить на оверлоке.
  3. Подшивка краев штор из тонких материалов (вуаль, органза) выглядит сбоку не совсем эстетично, поэтому воспользуйтесь косой бейкой.
  4. При пошиве ламбрекенов, французских штор и сложных элементов декора не пренебрегайте ручной сметкой деталей, иначе шов может повести. Поскольку в ряде случаев ткани ведут себя по-разному, стоит произвести примерку на этой стадии — в горизонтальном положении вы не увидите всех нюансов, например, свага:Шторы в дом своими руками
  5. Чаще меняйте иглы на машинке. Тупая игла имеет свойство стягивать нить ткани, если она попадется на пути.

Наконец, если вы хотите, чтобы ваши труды не пропали даром, не забывайте правильно ухаживать за шторами.

Одно стекло или два

Для сохранения тепла в бане желательно ставить двойные стекла. Причем, лучше — с максимальной герметизацией. Но, если окно поставлено правильно и есть карман для пара, то его влияние на сохранение тепла и пара некритично. Для чего же тогда ставить двойные рамы? Да для того чтобы не тек конденсат. Он стекает на подоконник, затем вниз, на стену.

Установка окна в бане

Каким бы маленьким не было окно, ставить его в деревянной бане нужно правильно. А правильно — это с обсадой. Это специальная доска, которая берет на себя все нагрузки, возникающие при усадке сруба.

Вообще, желательно не ставить окна и двери до тех пор, пока не пройдет основная усушка древесины. Для этого сруб должен простоять, как минимум, год. После этого срока можно вырезать отверстия в стене и приступать к установке окна.

При разметке оконного или дверного проема использовать нужно отвес или лазерный нивелир. Точности строительного уровня в таком ответственном деле доверять не стоит.

Отверстие в срубе вырезают ручной дисковой пилой или цепной. Нижний край оконного проема должен приходиться примерно на середину бревна, если сруб сложен из оцилиндровки. Тут потом будет устанавливаться подоконник.

Схематично обсада на окно выглядит так
Схематично обсада на окно выглядит так

Следующий шаг — формирование шипа на боковых поверхностях. Он должен быть шириной порядка 50 мм и 50 мм высотой. Делаем соответствующую разметку. Затем, при помощи электропилы, делаем пропил по разметке глубиной порядка 50 мм. Теперь с боков, отступив от края 50 мм, делаем еще по пропилу — справа и слева.

Далее по технологии оконный проем необходимо обработать антисептиками. Использовать их очень желательно, но брать нужно пропитки для бань и саун, которые не выделяют вредных веществ при нагревании. После того, как пропитка высохла, по периметру оконного проема набиваете полосу джутовой ленты. Крепят ее, как обычно, на скобы из строительного степлера.

Следующий этап — изготовление обсады. Для большого окна берут брус 100*100 мм или 100*200 мм. Высота боковых планок должна быть немного меньше высоты оконного проема. Немного меньше, это на 2-3 см для усевшегося сруба и 5-7 см для свежего.

На одной из сторон бруска делают продольную разметку: размечают паз шириной 50 мм. Пропилы делают на глубину 40-42 мм. Но удаляют в этом случае середину между двумя пропилами. Таким образом, в середине бруска получится выемка — паз. Края ровняем при помощи стамески и долота (можно молотка). Эту часть также обрабатывают антибактериальными пропитками.

Изготовленные боковины обсады насаживаются на шип, который выпилили раньше в оконном проеме. Заходить он должен плотно, придется постучать. Больше он ничем не крепится, держится за счет эластичности древесных волокон.

Верхний край окна в парилке находится на одном уровне с притолокой двери
Верхний край окна в парилке находится на одном уровне с притолокой двери

В результате получается, что бруски обсады короче проема, и до верха есть зазор. Он и будет предохранять оконную раму от повреждения, если сруб будет осаживаться. К боковинам сверху крепиться толстая доска — она и будет опорой для крепления верхушки рамы. Оставшийся между доской и венцом промежуток заполняется после установки рамы утеплителем. В нижней части также крепится доска, которая будет служить основой для подоконника.

Теперь оконный проем готов к установке рамы. Дальше технология ничем не отличается от установки любого другого окна в кирпичном или блочном строении.

Что же у нас получилось, и для чего вообще нужна обсада? Получилось, что наше окно крепится не к срубу, а к обсадной коробке. А она связана со срубом не жестко, а имеет возможность двигаться. Есть также достаточно приличный зазор сверху, который будет компенсировать усадку бани. Все это вместе не позволит при подвижках сломать раму.

Еще один вариант установки окна — с формованием паза вместо шипа — продемонстрирован в видео.

Шторы в деревянный дом

Еще один ролик от практика